Necessary evil
"И сладок нам лишь узнаванья миг"
Осип Мандельштам
"Tristia"
В старые добрые времена еретиков сжигали на костре. А потом оказывалось, что те были правы.
В науке до сих пор инквизиция существует, и ничего с этим поделать нельзя. Научное сообщество состоит не из Эйнштейнов, а из обыкновенных людей, которые хотят жить не хуже других, имеют жён и детей, которым нет никакого дела до научных споров.
Но Дон Кихоты, как были во все времена, так и будут. И это, если можно так сказать, в природе вещей.
Вчера я посмотрела, как по-английски "в природе вещей", о чудо, новое удивление: in the nature of the case.
Слово case – не только случай, прецедент, это ещё некая тара (ящик, футляр, чехол, оболочка). А ещё, вы удивитесь, больной. Как у нас говорят, тяжёлый случай. Неизвестно, что там внутри.
И Дон Кихот – тоже тяжёлый случай. Благородный рыцарь смешон, и никто не воспринимает его как героя, кроме литературных критиков.
Великий Сервантес тоже был не дурак, и очень хорошо понимал, что к чему в этой жизни. И что такое двойное дно, ему было доподлинно известно, как и Шекспиру.
Но не переводятся Дон Кихоты, желающие сражаться с ветряными мельницами.
Что бы вы сказали о человеке, который одну из своих книг назвал "Farewell to Reason" ("Прощание со здравым смыслом")?
Сказали бы, наверное, что он с ним уже попрощался.
Пауль Фейерабент – писатель и философ науки.
Вступив на скользкий путь сражения с ветряными мельницами, остановиться он уже не мог. Главной его идеей была идея отделения науки от государства, как отделена от него религия. Пусть наука тоже будет делом совести каждого учёного.
Идея, конечно, еретическая, но и Спаситель наш в глазах всех Римских пап был еретиком.
Вот вам пример.
Наука о человеке не знает ничего, или почти ничего. Она разъяла человека на части, как труп, и, конечно, мало, что узнала. В то время как Спаситель наш знал всё.
Я к чему это говорю. Однажды мы готовили новую программу "Memory" (Память).
И только, было, я собралась написать вступительную фразу, что, и у воды, мол, есть память, как ангел остановил мою руку.
Дай-ка , думаю, почитаю, что об этом думают корифеи науки и простые читатели.
Почитала, и мне стало весело. Особенно, когда я прочла, что происходит в церкви, когда люди с канистрами ломятся за "святой водой".
Напомню Евангельскую притчу о брачном пире в Кане Галилейской, где чистая вода была превращена в прекрасное вино, которого никто из присутствующих раньше не пробовал.
Никакой алхимии.
Вода – это Слово Божье. Вино – это благодать.
Брак от слова брашно (пища). Брашно слово одного корня со словом бражка (хмельной бродящий напиток). И корень этот на санскрите – слово bhar, что значит "питать".
Человек, принимающий эту пищу, испытывает лёгкое головокружение, особенно натощак, как во время причастия.
А вот хлеб для причастия (опресноки) пекут из пресного теста (ни дрожжей, ни соли). Никакого брожения. Абсолютная ясность ума.
Священные книги – это поэзия и наука одновременно. Они не предназначены для людей без воображения.
Психологи, физиологи, бьющиеся над проблемами памяти, напрасно ищут её в черепной коробке. Пустая черепная коробка – это тоже в природе вещей (in the nature of the case).
Память не находится в коробке. Человек – весь память, от пят до кончиков пальцев. Если певице нужно абсолютно чисто взять высокую ноту, она достаёт её рукой.
Шаляпин говорил: "Я пою пятками". Он музыку пропускал через всё тело. Так же пропускают музыку, как электрический ток, через всё тело великие дирижёры, великие скрипачи, как Паганини.
И зал сходит с ума.
Великие спортсмены, гимнасты, танцоры – все знают о памяти тела.
У нас задача скромнее – услышать, увидеть и усвоить текст, написанный на другом языке. Получить пищу для своего тела и ума. И с нашей памятью будет всё в порядке.
Мы не можем довольствоваться теми обрывками полузнаний, которыми пичкает нас наука, причиняя государству огромный вред и убытки.
Слова "наука доказала" давно уже звучат, как заклинание.
А Дон Кихоты, как всегда, остаются в одиночестве.
No memory, no future!
А мы читаем сонет 84
Ключ к сонету
И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны;
не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него. (Мф, 6:22-23)
Sonnet 84
Who is it that says most? Which can say more,
Than this rich praise: that you alone are you,
In whose confine immured is the store
Which should example where your equal grew?
Lean penury within that pen doth dwell
That to his subject lends not some small glory;
But he that writes of you, if he can tell
That you are you, so dignifies his story.
Let him but copy what in you is writ,
Not making worse what nature made so clear,
And such a counterpart shall fame his wit,
Making his style admired everywhere.
You to your beauteous blessings add a curse,
Being fond on praise, which makes your praises worse.
Кто это, кто говорит больше? Который может сказать больше,
Чем эти обильные восхваления: что ты один есть ты,
В чьи границы замурована память
Которая должна бы показать, где твой равноправный возрастал?
Скудная бедность в том пере обитает,
Которое своему объекту не ссуживает немного славы;
Но он, что пишет о тебе, если он может сказать,
Что ты есть ты, таким образом облагораживает своё повествование.
Позволь ему лишь копировать, что в тебе написано,
Не ухудшая, что природа сделала столь ясным,
И такая копия прославит его ум,
Делая его стиль восхитительным повсюду.
Ты к своим прекрасным благословениям добавляешь проклятие,
Любя хвалу, которая делает твои восхваления хуже.
Есть русская поговорка:
"Одна голова хорошо, а две головы лучше".
Но только, если это двуглавый орёл под царской короной, как муж и жена, нераздельны и неслиянны, учатся смирению.
Смиряться - в споры не пускаться.
А строптивый болтун был изгнан из брачного чертога.
Читайте сонеты вслух!
Если вы впервые здесь и хотите познакомиться с остальными сонетами в свободном доступе,
заполните эту форму, и мы сможем сообщать вам о публикации следующих сонетов: