Счастье есть
На свете счастья нет,
Но есть покой и воля…
Так сказал "наше всё", Александр Сергеевич Пушкин.
С ним не согласны только те, кто считает, что и покоя, и воли тоже нет.
А мне интересно, как это может быть, чтобы слово было, а того, что оно обозначает, не было.
И я решила предпринять собственное расследование.
Если прозвучит слово "счастье", то у разных людей возникнут совершенно разные ассоциации в связи с этим словом. Какие, я даже не буду предполагать.
Слово "честность" тоже у каждого будет вызывать совершенно разные представления о честности.
Например, что считают мужчины честностью в отношениях с женой?
Одни считают, что быть честным мужем – это не допустить и мысли о возможности пойти "налево".
Другие считают, что быть честным мужем – это допускать такую возможность, но не делать этого.
Третьи считают, что быть честным мужем значит делать это, но втайне, дабы не нарушать покоя дражайшей половины.
Четвертые считают, что… и т.д.
И все они будут перед собой честны. Главное, не допускать сомнений в своей правоте.
Окружив себя как панцирем собственными представлении о жизни, человек воображает, что он и есть тот самый homo sapiens, человек разумный.
Он даже может писать философские книжки, что удел мыслящего человека – одиночество, ведь, тот, кто с ним согласен, ему не интересен, а тот, кто не согласен – враг, по определению.
"There is only one real number: One." Так гордо заявляет о своей единственности один из любимых персонажей Набокова Себастьян Найт, зеркало самого автора.
Бедный, бедный человек!
И правда, в гроб более одного не кладут.
Однако сказано: "Не хорошо человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему".
Это какого такого с о о т в е т с т в е н н о г о?
"Тайна сия велика есть".
Тайна человеческого счастья. (со-частия, со-участия)
Вот уже и наука сказала:
"Один человек — не целое!" А.А. Ухтомский
Гениальная догадка ученого, на собственном опыте выстраданная, о "заслуженном собеседнике" стала идеей научной, однако невозможной для экспериментирования.
Стать или не стать заслуженным собеседником – это проблема творческая, лингвистическая. Она решается только искусством слышать даже молчание и на него отвечать.
Этот собеседник не появляется из "внешней тьмы" для тех, кто все делить умеет только на один.
Собеседник!
Вряд ли слово это точно передает значенье слова "помощник, помощь":
Не выдвигать другие аргументы человеку, который выстроил защиту так, дабы и мысли новой не проникло в его сознание. А сломать, разрушить это зданье и измученную душу, безвинно заключенную в тюрьму, реально на свободу отпустить.
Со-знанье, как и со-весть, предполагает со-пряжение с Другим, Иным, но тоже очень важным, "заслуженным", которого за неименьем слов других назвали "со-беседник".
Но это не беседа единомышленников, а брань, которую назвали тайной бранью, невидимой войной с тем самым знаменитым Alter Ego, который тоже "Я", но и одновременно "Ты".
А в Библии, где все рассказано понятно даже для детей, это другое Я зовется Евой - женой, помощницей, назначенной от Бога, и от плоти мужа взятой.
"Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее". (Послание Ап. Павла к Ефесянам)
Всё это происходит за границей слов, в пространстве жизни - невидимом для глаз пространстве, где с нами происходит все мало-мальски стоящее, если, конечно, мы и уши имеем, чтобы слышать, и глаза, чтоб видеть.
Буквально вчера я нашла длинную и нудную переводную книгу, которая назвалась "Беседы с Богом". Эту книгу можно было и не открывать. Ее автор не ведает, о чем говорит.
Бог явится, как молния, поразит нас в самое сердце, и единственное, что нам останется, это умолять Его о помиловании. И может быть потом Он и согласится с нами "беседовать".
Взял бы автор занудства в руки два больших гвоздя, сунул их голыми руками в розетку, и получил бы представление о том, что значит "беседовать" c Богом.
Господи, прости нас!
Сегодня мы читаем сонет 144.
Ключ к сонету
Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху.
Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю.
Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр,
а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех.
Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу.
Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю.
Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех.
Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое.
Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием;
но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих.
Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?
Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха.
К Римл. 7:15-25
Two loves I have of comfort and despair,
Which like two spirits do suggest me still:
The better angel is a man right fair,
The worser spirit a woman colour’d ill.
To win me soon to hell, my female evil
Tempteth my better angel from my side,
And would corrupt my saint to be a devil,
Wooing his purity with her foul pride.
And whether that my angel be turn’d fiend
Suspect I may, yet not directly tell;
But being both from me, both to each friend,
I guess one angel in another’s hell:
Yet this shall I ne’er know, but live in doubt,
Till my bad angel fire my good one out.
Прочтите, если необходимо, подстрочник, чтобы уточнить непонятое, и сразу назад - к оригиналу!
Две любви у меня - утешение и отчаяние,
Которые, как два духа, все еще внушают мне:
Лучший ангел — мужчина, справедливый,
И худший дух — женщина, влияющая дурно.
Чтобы скорее заманить меня в ад, мое женское зло
Соблазняет моего лучшего ангела от меня,
И развратила бы моего святого стать дьяволом,
Добиваясь его чистоты своей грязной гордостью.
И что мой ангел превращён в злодея,
Я могу предположить, но прямо не скажу;
Но будучи оба от меня, оба друг другу,
Я думаю, один ангел в аду другого:
Но этого я никогда не узнаю, но буду жить в сомнении,
Пока мой плохой ангел не выгонит моего хорошего.
Есть в русском языке слово непреложно.
Не-пре-лож-но. Приставки не и пре, корень ложн, о - окончание.
Приставка пре- (прельстить, предать, преложить (изменить), прекратить, означает, что инициатива исходит от действующего лица).
Приставка "не" в слове не-преложно говорит о невозможности инициативы от действующего лица. То есть, сам не может ничего изменить. Изменение, исцеление находится над ложью, выше лжи. А человек живёт внутри лжи. И невозможно выпрыгнуть отсюда.
Но можно позвать исцеляющего и Он придёт.
Напомню вам о Петре и Февронье, двух святых покровителях таинства брака. Согласно легенде, когда они умерли, их похоронили, как и положено, в разных могилах, а потом обнаружилось, что они оказались в одной. Их снова разлучили, но и после этого, они снова оказались вместе.
Это - художественный образ, а вся легенда – произведение искусства.
Никак Февронья не могла сама исцелить суженого. Только молитвы её и воля Божья.
Конечно, многим это покажется глупой сказкой, но на самом деле речь идёт о том, что Я и Другой Я, которые объединяются в едину плоть, не могут не находиться вместе, как бы их ни пытались разлучить.
На эту тему есть замечательная русская поговорка:
"Муж и жена, что вода и мука; сболтать сболтаешь, а разболтать не разболтаешь".
И таких браков намного больше, чем вы, дорогие мои читатели, можете предположить.
Потому что Бог живет и действует в мире совершенно независимо от того, что по этому поводу думают атеисты и ученые.
Прощаюсь с вами до следующей встречи.
P.S.
Меня спросили, ‘кто это – избранные’, которых лжеучителя и лжепророки могут прельстить.
Думаю, спросил один, а другие подумали. Отвечаю всем.
Избранные - не те, кто заповедей не нарушает, а те, кто про них ничего не знает.
Если вы впервые здесь и хотите познакомиться с остальными сонетами в свободном доступе,
заполните эту форму, и мы сможем сообщать вам о публикации следующих сонетов: