Silence bought at a high price
Cussed cows have short horns.
Все знают, что любая поговорка - это про людей. Главное - её к месту употребить.
Болтливый, вздорный человек, цепляющийся по пустякам, подобен бодливой корове, да только рога у неё коротки.
Есть множество поговорок и афоризмов о пользе молчания.
А я вам приведу афоризм Блеза Паскаля о молчании, который можно считать образцом очень короткого гипертекста. Здесь смыслы торчат из каждого слова в разные стороны.
Silence is the greatest persecution; never do the saints keep themselves silent.
Молчание – величайшая тягота (persecution); никогда святые не молчат.
Вы удивитесь, а как же обет молчания?
Обет молчания – запрет на собственные мысли и слова, которые так и лезут в голову. Помочь этому может только молитва. (Так углекислый газ, закачанный в солёную воду, вытесняет воду, не смешиваясь с ней. )
Научиться устойчивой молитве можно при насущной необходимости. Человек умирает большей частью от страха. Молитва изгоняет страх смерти.
Последнее слово, которое сказал Спаситель на кресте, было слово: "Свершилось".
Последние слова умирающего Гамлета: "The rest is silence". Оставшееся - молчание!
rest – это ещё и покой, и отдых
Говорят, что Шекспир в лице Гамлета оставил нам неразгаданную загадку, которую всё ещё пытаются разгадать.
Вспомним октаву и вернёмся назад к началу трагедии "Гамлет", к его знаменитому монологу "To be or not to be".
Гамлет должен был отомстить за убийство отца, он обещал. И он вынужден был выбрать to be и погибнуть.
Вот он держит в руке череп Йорика, королевского шута и скомороха.
Давно Йорик предан забвению, канул в вечность. Так переводится выражение pass into silence.
А Спаситель наш выбрал not to be. И жив!
Где череп Спасителя нашего, который искали, да не нашли?
Всё очень просто. Он не канул в вечность, не предан забвению. Дух Его живёт в нас.
Не в памяти живёт, а в теле его учеников. Ученики уйдут, как ушли Апостолы, но останутся. Придут другие и тоже останутся. Дух, который в нас, непобедим. И Он везде.
"Дух дышит, где хочет, и голос Его слышишь. И никто не знает, откуда Он приходит, и куда уходит. Так бывает со всяким, рожденным от Духа". (Ин.3:8)
А ученики рогатого князя мира сего умирают внезапно, в этом всё дело.
Они умирают, а мы рождаемся в молчании, в молитве, и наше молчание куплено дорогой ценой.
Silence bought at a high price.
В молчании умер Шекспир, а мы его слышим. И другие будут слышать.
Многие возмущаются, почему это их называют глухими и слепыми?
А я им - загадку. Когда вы упрекаете мужа или сына словами: "Врёшь без зазрения совести!", это, о каком зазрении вы говорите? Не о том ли, что находится за зрением?
А за зрением находится то, что открыто только любящему, а не лукавому сердцу.
Великий русский язык!
А мы вернёмся к началу нашего сегодняшнего разговора.
Silence is the greatest persecution; never do the saints keep themselves silent.
Никогда святые не молчат! Если только сердце наше хочет их услышать.
И все они Сыновья Единого Бога!
Ключ к сонету
28 Разве ты не знаешь? разве ты не слышал, что вечный Господь Бог, сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает? разум Его неисследим.
29 Он дает утомленному силу, и изнемогшему дарует крепость.
30 Утомляются и юноши и ослабевают, и молодые люди падают,
31 а надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут - и не устанут, пойдут - и не утомятся.
Ис.40:28-31
Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя имя святое Его:
благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех воздаяний Его:
очищающаго вся беззакония твоя, изцеляющаго вся недуги твоя,
избавляющаго от истления живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами,
исполняющаго во благих желание твое: обновится яко орля юность твоя
Пс. 102:5
When my love swears that she is made of truth,
I do believe her, though I know she lies,
That she might think me some untutor’d youth,
Unlearned in the world’s false subtleties.
Thus vainly thinking that she thinks me young,
Although she knows my days are past the best,
Simply I credit her false-speaking tongue:
On both sides thus is simple truth suppress’d.
But wherefore says she not she is unjust?
And wherefore say not I that I am old?
O, love’s best habit is in seeming trust,
And age in love loves not to have years told:
Therefore I lie with her and she with me,
And in our faults by lies we flatter’d be.
Прочтите, если необходимо, подстрочник, чтобы уточнить непонятое, и сразу назад - к оригиналу!
Когда моя любовь говорит, что она состоит из правды,
Я верю ей, но я знаю, она лжёт,
Что она может думать, что я какой-то неискушенный юноша,
Необученный в мира фальшивых тонкостях.
Так тщетно думая, что она считает меня молодым,
Хотя она знает, что мои лучшие дни прошли,
Просто я доверяю ее лживому языку:
Таким образом, с обеих сторон подавляется простая истина.
Но почему не говорит она, что она неправа?
И почему не говорю я, что я стар?
О, любви лучшая привычка внешности доверять,
И возраст в любви не любит, чтобы годы говорили:
Поэтому я лгу ей и она мне,
И в своих недостатках ложью мы польщены.
Представьте себе, какие тягостные мысли одолевают этого несчастного мыслителя, что там в его голове творится. И не может он от своих мыслей избавиться, пока не поделится ими с кем-то.
Человек – существо мыслящее. Он же придумал Интернет, чтобы легко было мыслями делиться, а главное, от них освободиться.
Раньше говорили, бумага всё стерпит. А теперь чего только не терпит Интернет.
Не случайно Паскаль назвал человека "мыслящим тростником". Выжали всё из него, и остался он пустым и твёрдым, как мёртвое дерево.
"Мыслящий тростник" – это и автор тоже. Он это про себя сказал.
Исчерпавший себя до конца, он после мучительной болезни умер в тридцать девять лет.
Факт остаётся фактом. Мыслил, мыслил и устал. Но нам оставил заповедь:
"Будем же стараться хорошо мыслить".
Он тоже мыслил о Воскресении Христа, но, увы, его эта участь миновала.
Мыслить о Воскресении Христа, может только тот, кто это Воскресение пережил сам. Как и случилось с Апостолом Павлом, избранным учеником Спасителя.
Как умер Паскаль известно всем, а как умер Апостол неизвестно никому. И придумывать можно всё, что угодно.
Льюис Кэрролл тоже был математиком, и очень хорошо знал: чтобы исчезнуть нужно всего лишь войти в точку невозврата и не оглядываться назад, чтобы не превратиться в соляной столп, как это случилось с женой праведного Лота.
Больше всего люди любят говорить о том, чего не знают. Это вполне понятно. Потому и прощаются человеку неведающему его заблуждения.
Но, если ему кто-то и расскажет о том, чего сам не пережил, тщетна будет его вера и проповедь его тщетна. \ 1Кор. 15:14\
По плодам узнаете их, собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы. (Мф. Гл.7:16)
Апостол Павел удивлялся, как можно здравому учению не верить, а верить всякому вздору.
Но, видно, так уж устроен человек, хочет делать вид, что и он причастен к неким тайнам, а не лыком шит.
Вот, если бы он ещё читать научился, он бы прочёл, что напрасный это труд - Бога обманывать.
Это и есть главная тайна. Хоть из кожи вылези – Бога не обманешь.
Потому что Он видит всё.
Расскажу вам ещё кое-что. Помните, у Мандельштама:
Дано мне тело — что мне делать с ним,
Таким единым и таким моим?
За радость тихую дышать и жить
Кого, скажите, мне благодарить?
Я и садовник, я же и цветок,
В темнице мира я не одинок.
На стекла вечности уже легло
Мое дыхание, мое тепло.
Запечатлеется на нем узор,
Неузнаваемый с недавних пор.
Пускай мгновения стекает муть —
Узора милого не зачеркнуть.
1909
Вот она, последняя ошибка воина, она же и первая.
Посчитаем, сколько раз в этом стихотворении написано "Я" и "Мне". В двенадцати коротких строчках три раза "я" и шесть раз "мне".
И вот ещё одно стихотворение другого поэта Даниила Хармса: "Молитва перед сном".
Господи, среди бела дня
накатила на меня лень.
Разреши мне лечь и заснуть Господи,
и пока я сплю накачай меня Господи
Силою Твоей.
Многое знать хочу,
но не книги и не люди скажут мне это.
Только Ты просвети меня Господи
путем стихов моих.
Разбуди меня сильного к битве со смыслами,
быстрого к управлению слов
и прилежного к восхвалению имени Бога
во веки веков.
1931
Смерть Даниила Хармса была не менее ужасна, чем смерть Мандельштама.
Оба умирали в темнице мира.
Хармс восклицает:
Только Ты просвети меня Господи
Путём стихов моих.
Казалось бы, молитва, попытка освобождения, но снова всё упёрлось в потолок.
В потолок своего Я (Евангелие от Марка гл.2:3-4).
Помилуй мя, Господи, помилуй мя!
Если бы он сделал усилие отвергнуть своё Я, потолок бы открылся, и он бы вышел на свет в новый прекрасный мир, как тот цветок из-под асфальта (Евангелие от Марка гл.2:11-12).
Я знала одного молодого человека, которого подвергли регрессивному гипнозу, и он снова пережил своё рождение. Обычное рождение в муках матери. И он рассказал, что ребёнок тоже очень старается выйти на свет, старается изо всех сил и ему очень больно.
И новое рождение тоже трудно. И было бы невозможно терпеть, если бы не сократились те времена. Но ради избранных сократились они.
https://at-english.ru/blog/nad-kem-smeyotes
А я прощаюсь с вами до следующей встречи!
Если вы впервые здесь и хотите познакомиться с остальными сонетами в свободном доступе,
заполните эту форму, и мы сможем сообщать вам о публикации следующих сонетов: