Nothing is impossible to a willing heart
Я и не знала раньше, как много людей собирают пословицы, поговорки и цитаты. Я и сама очень к ним неравнодушна. Такие интересные бывают иногда находки.
Больше всего мне нравятся высказывания, в которых на поверхности лежит, казалось бы, простая мысль, как, например, в цитате из Роберта Фроста:
The world is full of willing people,
some willing to work, the rest willing to let them.
willing – желающий
Не был бы Роберт Фрост выдающимся поэтом, если бы вкладывал в это высказывание какую-то моральную оценку.
То, о чем он говорит – закон жизни. Одни люди что-то добровольно делают для других, и это позволяет им самим расти, двигаться и развиваться, да не в кривое дерево, а в здоровое и плодоносящее.
Все удивляются, как это Иисус Христос мог пятью хлебами накормить тысячи людей, да еще, чтобы осталось двенадцать коробов.
Да очень просто – так растет знание. Крошка, которую люди получают от Него, становится новым хлебом, чтобы накормить других.
Вот и народная мудрость говорит:
Nothing is impossible to a willing heart.
Лихой перевод этой трепетной поговорки дает словарь:
«Была бы охота, а возможность найдется».
Мы сегодня обращаемся к сто одиннадцатому сонету.
Ключ к сонету
Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные,
пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.
Мф. 9:13-14
И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.
Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее.
Мк. 8:31-35
O, for my sake do you with Fortune chide,
The guilty goddess of my harmful deeds,
That did not better for my life provide
Than public means which public manners breeds.
Thence comes it that my name receives a brand,
And almost thence my nature is subdu’d
To what it works in, like the dyer’s hand:
Pity me then and wish I were renew’d;
Whilst, like a willing patient, I will drink
Potions of eisel ’gainst my strong infection;
No bitterness that I will bitter think,
Nor double penance, to correct correction.
Pity me then, dear friend, and I assure ye
Even that your pity is enough to cure me.
Прочтите, если необходимо, подстрочник, чтобы уточнить непонятое, и сразу назад - к оригиналу!
О, ради меня, упрекай судьбу,
Виновную богиню моих губительных деяний,
Которая не давала мне лучшего в моей жизни,
Чем общее мнение, которое общественные нравы порождает.
Поэтому так выходит, что моё имя получает клеймо,
И почти с тех пор моя природа подчинена
Тому, чем она прокладывает себе дорогу, как рука красильщика:
Сожалей обо мне тогда и пожелай, чтобы я был обновлён;
Пока, как желающий исцелиться пациент, я буду пить
Зелье уксуса против моей сильной инфекции;
Не горечь, которую я буду горько думать,
Не двойное раскаяние, чтобы исправить наказание.
Сожалей обо мне тогда, дорогой друг, и я уверяю тебя,
Даже твоего сострадания достаточно, чтобы исцелить меня.
Написать такое, как и понять написанное, может только тот, кто сам через это прошёл. Прошёл и исцелился.
В старое доброе советское время были очень интересные журналы для взрослых. Например, журнал "Химия и жизнь".
В нём было немного про химию, и много про жизнь. И то, что про жизнь, было невероятно интересно, хоть и требовало умения читать между строк. Так мастерски было написано, что никакая цензура не докопалась бы, если бы и захотела.
Какие там были авторы, какие имена! До сих пор храню эти журналы. Открываю снова и не могу оторваться.
Нынешние авторы сообщают какие-то сведения, приводят какие-то факты, но всё это серо, безвкусно, неинтересно.
Эти статьи несут нулевую информацию, в которой нет никакого смысла.
Советскому читателю незачем было мыслить. За него и мыслили, и решали другие. В этой обстановке и рождалась литература абсурда.
Чего стоил один только Даниил Хармс, который писал небылицы для детей.
Помните?
ИЗ ДОМА ВЫШЕЛ ЧЕЛОВЕК
Из дома вышел человек
С дубинкой и мешком
И в дальний путь,
И в дальний путь
Отправился пешком.
Он шел все прямо и вперед
И все вперед глядел.
Не спал, не пил,
Не пил, не спал,
Не спал, не пил, не ел.
И вот однажды на заре
Вошел он в темный лес.
И с той поры,
И с той поры,
И с той поры исчез.
Но если как-нибудь его
Случится встретить вам,
Тогда скорей,
Тогда скорей,
Скорей скажите нам.
А вы его не встречали?
"Мысль легче воспринимается, если она производит шокирующее впечатление, создаёт интеллектуальное напряжение," - писал один из исследователей этого феномена В.В. Налимов.
Ключевая составляющая знаний – именно скрытое знание, необходимость их извлечения из глубины. Скрытым знанием нельзя управлять, можно только побуждать человека к его поиску.
"Выживают только параноики", - так называется книга Эндрю Гроува о стратегии поведения в кризисные времена.
Человек использует сценарное планирование, как на сцене в театре, во время непредвиденной ситуации.
Действие должно быть неожиданным и парадоксальным. Оно должно быть точным и кратким.
Тут нужны креативно мыслящие люди. Пусть кто-то назовёт их параноиками.
Вот и Спасителю нашему психиатры давно уже поставили диагноз: "Паранойя".
А язык, наш верный и постоянный учитель, знал об этом всегда. Доказательства на каждом шагу. Но только для тех, кто научился добывать сокровища самостоятельно, освободившись от власти слов, и не веря ничему, кроме собственных прозрений.
Нам, читателям, немного повозиться с оригиналом, забыв про реализм, и жизнь заиграет яркими красками, а мы научимся чему-то новому.
Нужно как можно раньше показать детям, что такое нулевая информация. Это, когда тебя чему-то учат, а тебе уже заранее ясно, что будет дальше.
Напрасно потерянное время.
Чтобы ученик не остался с нулевой информацией, нужно, чтобы "one never knows what one is going to say until one has said it".
Правильная загадка никогда не бывает запоздалым раздумьем.
"The Riddle, as originally invented, had no answer at all."
Потому так жалко выглядят попытки трактовать то, о чём даже автор не смог бы сказать больше, чем он сказал.
Нам остаётся только открывать уши.
Мы можем исследовать - идти из следа в след, чтобы получить ненулевую информацию и вырастить знание.
А я хочу обратить ваше внимание только на одну строку сонета - в точке золотого сечения:
like a willing patient, I will drink
Potions of eisel ’gainst my strong infection
Когда находится верный ключ к сонету, смысл всего текста открывается мгновенно.
Разница между древним Бардом, который поёт, и современным рассказчиком в том, что Бард делает это по законам поэтического искусства, которое не может быть многословным.
Дэвид Лоуренс, современный рассказчик, пытался нам поведать в эссе "Why The Novel Matters" о своей живой руке, которая живёт как бы самостоятельной жизнью, когда он пишет. Рука удивляет мастера, когда тот обнаруживает, что может доверить ей важную часть работы. Создаётся впечатление, что она лучше, чем её хозяин знает, что он хочет в данный момент сказать, подчиняя себе его натуру (my nature is subdu’d To what it works in, like the dyer’s hand).
Рука пишет, общество навязывает своё мнение, люди ставят клеймо. Вот она, судьба, достойная сожаления. От такой честнейшие люди желают избавиться нещадно, как от инфекции, с жаждой обновления.
Но есть вещи, которые человек сам сделать не может. Не может вытащить себя за волосы из болота.
Сказано: "Что невозможно человеку, то возможно Богу".
Для этого надо возненавидеть всю жизнь свою, полностью отвергнуться себя, взять свой крест и идти за Спасителем.
Уксус в Евангелии - символ страданий Спасителя на кресте. Так и человек, испивая свои страдания до дна, получает покаяние. Не горечью сожаления, не попыткой раскаяться и избежать наказания за грехи, а умирая смертью крестной, освобождается, воскресает к новой жизни вместе со Спасителем.
И помочь ему в этом может другой - альтерэго. Как тот, который не бросил избитого и ограбленного у дороги, а проявил сочувствие, отвёз туда где его вылечат (помните Притчу в Евангелии от Луки, 10:29-37), когда законник спросил "А как узнать, кто ближний мой?"?).
А Спаситель поддерживает: "Не бойтесь, Я же победил".
Если вы впервые здесь и хотите познакомиться с остальными сонетами в свободном доступе,
заполните эту форму, и мы сможем сообщать вам о публикации следующих сонетов: