Near is my shirt, but...
Когда я говорю о том, что иду и всегда шла своим курсом, мне отвечают, как правило мужчины, более склонные к философствованию, что мы все идём одним и тем же курсом – к смерти.
Трудно против этого что-нибудь возразить. Но, увы, многие из людей умирают раньше смерти.
Скажете, - это абсурд, как можно умереть раньше смерти. Да сплошь и рядом.
Вспомним, как начинается "Божественная комедия" Данте. (1265-1321)
Земную жизнь пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу,
Утратив правый путь во тьме долины.
Вечный спорщик Вольтер написал как-то: "Данте навсегда останется великим, потому что его никогда и никто не читает".
Однако, как все спорщики, он ошибался, Данте читают и сейчас, и всегда будут читать.
Дмитрий Мережковский в биографическом романе "Данте", тоже написанном терцинами, как и "Божественная комедия", продолжает:
Я не могу сказать, как я туда зашел,
Так полон я был смутным сном в тот миг,
Когда я верный путь уже покинул, —
Осип Мандельштам специально занимался итальянским языком, чтобы читать Данте в подлиннике, и цитировал его наизусть страницами. Однажды во время встречи с Анной Ахматовой она прочла ему отрывок из третьей части "Божественной комедии".
В венке олив, под белым покрывалом,
Предстала женщина, облачена
В зеленый плащ и в платье огнеалом...
Всю кровь мою Пронизывает трепет несказанный:
Следы огня былого узнаю...
И Осип заплакал…
А это стихотворение Анны Ахматовой "Муза".
Когда я ночью жду ее прихода,
Жизнь, кажется, висит на волоске.
Что почести, что юность, что свобода
Пред милой гостьей с дудочкой в руке.
И вот вошла. Откинув покрывало,
Внимательно взглянула на меня.
Ей говорю: "Ты ль Данту диктовала
Страницы Ада?" Отвечает: "Я".
Говорить о людях ещё живых, но уже мёртвых, очень непросто. Это о них древняя мудрость говорит:
"О мёртвых или хорошо, или ничего". (De mortuis aut bene, aut nihil)
Почему? Почему нельзя о них говорить плохое, ведь они точно – злодеи?
Потому и нельзя, что злодеи, но могут ещё спастись, как тот разбойник на кресте.
Люди, воспринимающие Библию буквально, тоже злодеи, но неведающие.
Они не умеют читать, они не воспринимают искусства.
Вчера прочла, например, что учёные всерьёз обсуждают, как мог Иисус ходить по воде, или как могли расступиться воды Красного моря и пропустить израильтян, или как могла Валаамова ослица заговорить, и многое другое.
Так вот, про этих учёных нужно либо молчать, либо говорить хорошо, мол, ищут истину, и это похвально. Но в любом случае ни в какие споры с ними не вступать, всегда помня "Правило трёх Д".
А мы запишем в свои волшебные книжечки известную, но не всем понятную поговорку:
De mortuis aut bene, aut nihil.
И в заключение, последняя реприза.
Говорят, великая страна Россия, да порядка в ней мало.
И слава Богу, что мало, потому что там, где порядок, там законы людьми на бумаге писаны, а бумага, как известно, стерпит всё. Вот вам и ещё одна латинская поговорка для общей эрудиции:
Epistola поп erubescit. (Написанное не краснеет).
А мы читаем сегодня сонет 101.
Ключ к сонету
33 Вы посылали к Иоанну, и он засвидетельствовал об истине.
34 Впрочем Я не от человека принимаю свидетельство, но говорю это для того, чтобы вы спаслись.
35 Он был светильник, горящий и светящий; а вы хотели малое время порадоваться при свете его.
36 Я же имею свидетельство больше Иоаннова: ибо дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня.
37 И пославший Меня Отец Сам засвидетельствовал о Мне. А вы ни гласа Его никогда не слышали, ни лица Его не видели;
38 и не имеете слова Его пребывающего в вас, потому что вы не веруете Тому, Которого Он послал.
39 Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне.
40 Но вы не хотите прийти ко Мне, чтобы иметь жизнь.
41 Не принимаю славы от человеков,
42 но знаю вас: вы не имеете в себе любви к Богу.
43 Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете.
44 Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?Ин 5:33 - 44
O truant Muse, what shall be thy amends
For thy neglect of truth in beauty dyed?
Both truth and beauty on my love depends;
So dost thou too, and therein dignified.
Make answer, Muse: wilt thou not haply say,
"Truth needs no colour, with his colour fix’d;
Beauty no pencil, beauty’s truth to lay;
But best is best, if never intermix’d"?
Because he needs no praise, wilt thou be dumb?
Excuse not silence so, for’t lies in thee
To make him much outlive a gilded tomb
And to be praised of ages yet to be.
Then do thy office, Muse; I teach thee how
To make him seem long hence as he shows now.
Прочтите подстрочник, чтобы уточнить непонятное, и сразу назад - к оригиналу!
О праздная Муза, что должно быть твоим вознаграждением
За твоё пренебрежение истиной в красоте украшенной?
От обеих - истины и красоты - моя любовь зависит;
И также ты, в этом достойная.
Ответь, Муза: ты возможно не скажешь,
"Истина не нуждается в раскрашивании, со своим постоянным цветом;
Красота не карандаш, правду красоты набрасывающий;
Но лучшее есть лучшее, если никогда не смешано"?
Поскольку он не нуждается в славословии, будешь ты немой?
Это не оправдывает молчания, ибо оно заключено в тебе,
Чтобы он намного пережил позолочённую могилу
И был прославлен в веках всё ещё быть.
Значит выполняй свой долг, Муза; я учу тебя, как
Чтобы он выглядел длящимся с этих пор, как он проявляется сейчас.
Это сущая правда:
The early bird catches the worm.
Как всегда, рано-рано утром я вспомнила, кто сказал, что человек знает всё, кроме того, что ему действительно нужно.
Это сказал Сократ, которого, как известно, приговорили к смерти за то, что он пытал своих учеников логикой, в то время, как миром правит, как в сократовские времена, так и в наши, не логика, а абсурд.
Сократ, пытаясь внушить людям необходимость разумности, лишал их надежды.
Воистину, ”во многом знании есть много печали, и кто умножает знания, умножает скорбь” (Экклезиаст).
Нельзя логикой понять абсурдность жизни.
Даже самые “успешные” люди говорят, что жизнь несправедлива.
Билл Гейтс, например, учит молодёжь, как быть успешным, и дает им одиннадцать заповедей, первая из которых гласит:
Жизнь несправедлива, помните это.
Но абсурд справедливым быть не может.
absurde absurdē [absurdus] - неблагозвучно, нестройно или фальшиво; нескладно, неумело, нелепо, глупо
И принять мудрость жизни можно только Верой.
И потому, Тот, Кто принёс нам Веру вместо разума, и Истину вместо логики, знал, что будет ненавидим всеми, кроме горсточки учеников.
Да и те от испуга разбегутся, видя, как Истину убивают.
Но - спросите любого - гроб Господень пуст.
И Истина жива.
А увидев воскресшую Жизнь, ученики вернулись.
И наука говорит об этом.
Однако голос великого нашего ученого-физиолога А.А.Ухтомского с его “доминантой на лицо Другого”, так и остался гласом вопиющего в пустыне.
Жизнь – это диалог, то есть постижение Другого через (dia) Закон (logos).
А закон гласит: Любите Другого, инакомыслящего, врага по определению.
И пусть он вас не любит, ибо сказано, “если вы будете любить того, кто любит вас, какая вам от этого польза?”
Alterni sermones.
Но как говорит английская поговорка:
“Near is my shirt, but nearer is my skin.”
Такова реальность абсурда.
Но интересно, что фанатики продолжают искать Священный Грааль.
Веками ищут интеллектуалы (люди знания, как они сами себя называют) этот таинственный Грааль, и найти не могут. Как будто они знают, где искать.
А тот, кто знает, тот молчит, ибо сказано, "слухом услышите – и не уразумеете, и глазами смотреть будете - и не увидите". (Евангелие от Матфея)
А я прощаюсь с вами, дорогие наши читатели, до новой встречи!
Если вы впервые здесь и хотите познакомиться с остальными сонетами в свободном доступе,
заполните эту форму, и мы сможем сообщать вам о публикации следующих сонетов: